Подготовка к ЕГЭ по биологии
ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 биология
Типовые тестовые задания ЕГЭ 2013 по биологии содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2013 году. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2013 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий.
Авторы заданий — ведущие ученые, преподаватели и методисты, непосредственно разработавшие как демонстрационную версию, так и сами тесты ЕГЭ по биологии 2013 года.
В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений.
Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам — для самоподготовки и самоконтроля.
Инструкция по выполнению работы............................................................................................7
Вариант 1
Часть 1................................................................................................................................8
Часть 2.............................................................................................................................. 12
Часть 3.............................................................................................................................. 15
Вариант 2
Часть 1.............................................................................................................................. 17
Часть 2..............................................................................................................................22
Часть 3..............................................................................................................................24
Вариант 3
Часть 1..............................................................................................................................26
Часть 2.............................................................................................................................. 30
Часть 3.............................................................................................................................. 33
Вариант 4
Часть 1..............................................................................................................................35
Часть 2..............................................................................................................................40
Часть 3..............................................................................................................................42
Вариант 5
Часть 1..............................................................................................................................44
Часть 2..............................................................................................................................48
Часть 3.............................................................................................................................. 51
Вариант 6
Часть 1..............................................................................................................................52
Часть 2..............................................................................................................................57
Часть 3..............................................................................................................................59
Вариант 7
Часть 1..............................................................................................................................61
Часть 2..............................................................................................................................66
Часть 3..............................................................................................................................68
Вариант 8
Часть 1.............................................................................................................................. 70
Часть 2.............................................................................................................................. 75
Часть 3.............................................................................................................................. 77
Вариант 9
Часть 1.............................................................................................................................. 79
Часть 2..............................................................................................................................83
Часть 3..............................................................................................................................86
Вариант 10
Часть 1..............................................................................................................................87
Часть 2..............................................................................................................................91
Часть 3..............................................................................................................................94
Ответы
Ответы к варианту 1...........................................................................................................95
Ответы к варианту 2...........................................................................................................98
Ответы к варианту 3..........................................................................................................101
Ответы к варианту 4..........................................................................................................104
Ответы к варианту 5..........................................................................................................107
Ответы к варианту 6..........................................................................................................110
Ответы к варианту 7..........................................................................................................113
Ответы к варианту 8..........................................................................................................116
Ответы к варианту 9..........................................................................................................119
Ответы к варианту 10.........................................................................................................122
Содержание проверки на Едином государственном экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они объединены в 7 содержательных блоков.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. Из основной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека. Кроме того, в тестовых заданиях проверяется материал практического характера, такой как последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, соблюдение мер профилактики заболеваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе и др.
Необходимо отметить, что разные типы заданий проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.
Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе, так как учебный материал не выходит за пределы требований, предъявляемых к содержанию школьного биологического образования. Каждый вариант работы включает 50 заданий различного уровня сложности: базового — 26, повышенного — 19, высокого — 5. Задания в работе располагаются в порядке нарастания их сложности.
Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1 (А) включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 — базового и 10 — повышенного уровня. Задания А36 предусматривают выбор верного (неверного) суждения. Они контролируют знания общебиологических закономерностей, умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. Необходимо иметь в виду, что в задании может быть одно или два верных суждения, или одно или два неверных суждения. Часть 2 (В) — 8 заданий повышенного уровня: 3 — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 — на определение последовательности явлений и процессов. Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 — повышенного и 5 — высокого уровня. Все задания части 3 (С) контролируют умения учащихся самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 (С) выделены следующие линии: С1 — практико-ориентированные задания, С2 — задания на работу с текстом или рисунком, СЗ — задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 — задания по эволюции и экологии, С5 — решение задач по цитологии, С6 — решение задач по генетике. В линию заданий С5 включен новый тип задач на определение хромосомного набора в половых и соматических клетках организмов, хромосомного набора и числа молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза.
В заданиях линии С6 при решении генетических задач требуется объяснить полученные результаты и указать закон, который проявляется в конкретном случае.
При оценивании работы, прежде всего, учитывается степень трудности задания.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от нуля до двух баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от нуля до двух баллов, С2-С6 высокого уровня — от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальное число баллов за всю работу — 69.
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1 и проверяются с помощью компьютера.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок), их полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует обращать внимание на указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.
Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. В 2012 г.г. минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии составило 36 тестовых или 17 первичных баллов. Минимальная граница ЕГЭ— минимальное количество баллов, на основании которого принимается решение о выдаче свидетельств.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени — на выполнение первой части работы, 2/3 времени — на выполнение более сложных второй и третьей части.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 (А) — 1-2 минуты;
2) для каждого задания части 2 (В) — до 5 минут;
3) для каждого задания части 3 (С) — 10-20 минут.
Предлагаемое пособие включает 10 вариантов экзаменационной работы с ответами в формате ЕГЭ 2013 по биологии. Работа с вариантами экзаменационных тестовых заданий даст возможность лучше подготовиться школьникам к итоговой аттестации и набрать наибольшее количество баллов на экзамене.
Для закрепления изученного материала желательно использовать формы тестовых заданий, предлагающиеся в вариантах ЕГЭ: выбор одного верного ответа, множественный выбор, задания на соответствия и установление последовательности, задания, предусматривающие свободный ответ. Задания ЕГЭ проверяют не только знания, но и умения, сформированные в процессе изучения курса биологии: сравнить, анализировать, характеризовать, доказывать, выбирать главное и др.
Выполнять тестовые задания можно отдельными линиями или целым вариантом. При этом нужно уложиться в отведенное для экзамена время— три часа. Поэтому следует решать задания последовательно, сосредоточенно вчитываться в текст и давать обдуманный ответ, заносить ответ в бланк в соответствующей форме. Тренировочные варианты окажут помощь в подготовке к предстоящему экзамену.
Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 — с выбором трех верных ответов из шести, 4 — на соответствие, 1 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Предыдущие статьи:
- Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012 : учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников - 09/07/2012
- Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - 09/07/2012
- ЕГЭ 2012. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина - 09/07/2012
Следующие статьи:
- ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина - 28/12/2012
- ЕГЭ 2013. Биология : тематические тренировочные задания / Г.И. Лернер - 05/12/2012
- ЕГЭ 2013. Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий / Никишова Е.А., Шаталова С.П. - 12/11/2012