Подготовка к ЕГЭ по биологии
ЕГЭ 2012. Биология : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред. Г. С. Калиновой
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 биология
Серия «ЕГЭ-2012. ФИПИ — школе» подготовлена разработчиками контрольно-измерительных материалов. В сборнике типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ по биологии представлены:
• 30 обновленных типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2012 года;
• типовой бланк ответов ЕГЭ;
• ответы к заданиям всех частей экзаменационной работы;
• критерии оценивания заданий.
Большое количество вариантов предоставляет учащимся возможность само стоятельно подготовиться к экзамену, а дополнительные материалы объективно оценить уровень своих знаний.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты по биологии для интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ, контролировать уровень знаний, планировать систему подготовки к ЕГЭ.
Авторский коллектив: Г. С. Калинова, Е. А. Никишова, Р. А. Петросова.
Сведения об авторах: Галина Серафимовна Калинова — канд. пед. наук, зав. лабораторией дидактики биологии ИСМО РАО, председатель Федеральной предметной комиссии по биологии ФИПИ; Елена Александровна Никишова — канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории дидактики биологии ИСМО РАО, член Федеральной предметной комиссии по биологии ФИПИ; Рената Арменаковна Петросова — канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания биологии МПГУ, член Федеральной предметной комиссии по биологии ФИПИ.
Инструкция по выполнению работы ............................................6
Вариант 1 .................................................................................9
Вариант 2 ................................................................................17
Вариант 3 ................................................................................25
Вариант 4 ................................................................................33
Вариант 5 ................................................................................41
Вариант 6 ................................................................................51
Вариант 7 ................................................................................59
Вариант 8 ................................................................................67
Вариант 9 ................................................................................75
Вариант 10 ...............................................................................83
Вариант 11...............................................................................92
Вариант 12 .............................................................................100
Вариант 13 .............................................................................108
Вариант 14 .............................................................................117
Вариант 15 .............................................................................127
Вариант 16 .............................................................................136
Вариант 17 .............................................................................146
Вариант 18.............................................................................155
Вариант 19 .............................................................................163
Вариант 20 .............................................................................173
Вариант 21 .............................................................................181
Вариант 22 .............................................................................190
Вариант 23 .............................................................................199
Вариант 24 .............................................................................207
Вариант 25 .............................................................................215
Вариант 26 .............................................................................225
Вариант 27 .............................................................................233
Вариант 28 .............................................................................241
Вариант 29 .............................................................................249
Вариант 30 .............................................................................257
Ответы к заданиям части 1 .....................................................265
Ответы к заданиям части 2 .....................................................269
Критерии проверки и оценки выполнения заданий
с развёрнутым ответом ............................................................274
После решения вариантов правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицей ответов в конце книги. Для заданий части 3, требующих развернутого ответа, даются элементы верного ответа и указания к оцениванию.
На большом количестве вариантов учащийся получает возможность самостоятельно подготовиться к экзамену.
Учителям книга будет полезна для организации различных форм подготовки к ЕГЭ, а также контроля знаний на уроках биологии.
Содержание проверки на едином государственном экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. В структуре экзамена выделяются семь содержательных блоков:
• Биология — наука о живой природе;
• Клетка как биологическая система;
• Организм как биологическая система;
• Многообразие организмов;
? Человек и его здоровье;
• Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;
• Экосистемы и присущие им закономерности.
Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную теорию, хромосомную теорию, эволюционную теорию, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.
Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие освоение практических знаний:
? об агротехнических приёмах выращивания растений;
? об обосновании и соблюдении правил поведения в окружающей среде;
? о мерах профилактики вирусных и других заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции), стрессов;
? о вредных привычках; нарушении осанки, зрения и др.;
? об оказании первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях;
* об этических аспектах некоторых исследований в области биотехнологии;
• об экологических проблемах, включая определение собственной позиции по отношению к ним.
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые отличаются по своему назначению, форме представления, содержанию и уровню сложности включённых в них заданий. В работе используется три типа заданий: 1) с выбором одного или нескольких верных ответов (А1—А36, В1—В3); 2) с кратким ответом (В4—В8); 3) с развёрнутым ответом (CI—С6).
Часть 1 (А) контролирует знания и умения выпускников на базовом и повышенном уровнях. Эта часть включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех: 26 заданий базового уровня и 10 повышенного. В линии А36 приводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) утверждения. На два приведенных утверждения даются 4 варианта ответа: верно только А, верно только Б, верны оба суждения, оба суждения неверны. В ответе указывается один правильный ответ, который оценивается 1 баллом.
Часть 2 (В) содержит задания повышенного уровня сложности, среди них: 3 задания
с выбором нескольких верных ответов; 3 задания на установление соответствия; 2 задания на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы. Задания этого типа требуют от экзаменуемых более сложной умственной деятельности, чем задания с выбором одного ответа из четырёх, а именно умения: анализировать, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать уровни организации живой природы, анализировать и классифицировать биологические объекты и др.
Часть 3 (С) содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого. Решение заданий этой части предусматривает свободный развёрнутый ответ. Здесь контролируются умения учащихся: самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода и обобщения. В части 3 (С) выделяются следующие линии: С1 — практико-ориентированное задание, С2 — задание на работу с текстом или рисунком, С3 — задание на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 — задание по эволюции и экологии, С5 — задача по цитологии, С6 — задача по генетике.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 этого времени — на выполнение заданий части 1; 2/3 — частей 2 и 3 (более сложных, чем часть 1). На выполнение каждого задания приходится от 1 мин до 20 мин в зависимости от типа задания и уровня его сложности.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается одним баллом. За выполнение заданий части 2 можно получить от нуля до двух баллов; задания С1 повышенного уровня — от нуля до двух баллов; заданий С2—С6 высокого уровня — от нуля до трех баллов.
Оценка заданий части 3 проводится путём сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы максимально можно получить 69 первичных баллов.
Следует иметь в виду, что никакие дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.
Из курса основной школы нужно вспомнить фактический материал, который конкретизирует биологические теории, экологические закономерности, изучаемые в старшей школе: усложнение растений и животных а процессе эволюции; особенности строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; органы, системы органов человека; организм человека в целом.
Немаловажное значение для успешной подготовки к ЕГЭ имеет овладение умениями выполнять задания разного типа, которые предлагаются в экзаменационной работе. К ним относятся задания: на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений; работу с текстом; работу с рисунками; на нахождение ошибочной информации и ее исправление. Развернутые ответы должны быть краткими и чёткими.
Как показывает опыт ЕГЭ предыдущих лет, трудности у выпускников вызывают задания: на установление взаимосвязи строения и функций молекул нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов; нахождение признаков сходства и различия процессов мей-оза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза, искусственных и естественных экосистем, экологического и географического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма; разъяснение роли дегенерации и идиоадаптаций в развитии видов по пути биологического прогресса, процесса формирования приспособленности организмов к среде обитания; умение формулировать выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В заданиях со свободным ответом С5 и С6 предлагаются задачи по цитологии и генетике. Задания Со проверяют усвоение материала по молекулярной биологии (строение молекул нуклеиновых кислот, правило комплементарности, реакции матричного синтеза, генетический код, биосинтез белков) и цитологии (особенности строения и функций органоидов клетки, характеристика фаз митоза и мейоза, их сравнение, значение).
При подготовке к ЕГЭ следует: отрабатывать алгоритмы решения цитологических задач; познакомиться с эталонами ответов всех типов, предлагаемых в работе; обратить внимание на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом.
На протяжении многих лет в экзаменационной работе (задание С6) используются генетические задачи: на моно- и дигибридное скрещивание; наследование признаков, сцепленных с полом; сцепленное наследование признаков; анализ родословной; определение групп крови. При решении таких задач необходимо составлять схему, в которой должны присутствовать следующие позиции:
• фенотипы и генотипы родителей;
• гаметы;
• генотипы и фенотипы потомства;
• соотношение различных генотипов и фенотипов в потомстве (в зависимости от условия задачи).
К числу наиболее трудных для экзаменуемых относятся задачи на сцепленное наследование аутосомных признаков, анализ родословной. Это нужно учесть выпускникам при повторении учебного материала, при тренировке в решении задач.
Часть 1 включает 36 заданий (А1—А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа» один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1—В8): 3 — с выбором трёх верных ответов из шести, 3 — на соответствие, 2 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (C1—С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Предыдущие статьи:
- Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012 : учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников - 09/07/2012
- Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - 09/07/2012
- ЕГЭ 2012. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина - 09/07/2012
Следующие статьи:
- Биология. Подготовка к ЕГЭ-2012 : учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников - 09/07/2012
- Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - 09/07/2012
- ЕГЭ 2012. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина - 09/07/2012
alina