Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по биологии

ЕГЭ 2012. Биология. Практикум ФИПИ: подготовка к выполнению части 2 (В) / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова

ЕГЭ 2012. Биология

Все типы заданий части 2 (В) по биологии, созданные специалистами Федерального института педагогических измерений, ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания части 2 (В) ЕГЭ по биологии, а также тренировочные тесты по каждому виду заданий.

В практикуме по подготовке к ЕГЭ по биологии части 2 (В) Г.А. Ворониной, представлена уникальная методика подготовки, разработанная специалистами ФИПИ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене.
Использовать предлагаемые тестовые задания можно как в классе, так и дома.
Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.
Издание предназначено для учителей биологии, родителей и репетиторов, а также учащихся средней школы.

Введение........................................................................................6
Методические рекомендации по выполнению заданий.........................9
Задания В1.................................................................................9
Задания В2...............................................................................10
Задания ВЗ...............................................................................11
Задания В4...............................................................................13
Задания В5...............................................................................15
Задания В6...............................................................................17
Задания В7...............................................................................18
Задания В8...............................................................................20
Диагностическая работа № 1.........................................................22
Тематические задания. Комплект № 1.............................................25
Задания В1...............................................................................25
Тренировочные задания..........................................................25
Зачетные задания.................................................................26
Задания В2...............................................................................27
Тренировочные задания..........................................................27
Зачетные задания.................................................................29
Задания ВЗ...............................................................................29
Тренировочные задания..........................................................30
Зачетные задания.................................................................31
Задания В4...............................................................................32
Тренировочные задания..........................................................32
Зачетные задания.................................................................35
Задания В5...............................................................................36
Тренировочные задания..........................................................36
Зачетные задания.................................................................38
Задания В6...............................................................................39
Тренировочные задания..........................................................39
Зачетные задания.................................................................42
Задания В7...............................................................................43
Тренировочные задания..........................................................43
За четные задания.................................................................45
Задания В8...............................................................................46
Тренировочные задания..........................................................46
Зачетные задания.................................................................48
Диагностическая работа 2..........................................................49
Тематические задания. Комплект № 2.............................................52
Задания В1...............................................................................52
Тренировочные задания..........................................................52
Зачетные задания.................................................................54
Задания В2...............................................................................54
Тренировочные задания..........................................................54
Зачетные задания.................................................................56
Задания ВЗ...............................................................................56
Тренировочные задания..........................................................57
Зачетные задания.................................................................58
Задания В4...............................................................................59
Тренировочные задания..........................................................59
Зачетные задания.................................................................62
Задания В5...............................................................................62
Тренировочные задания..........................................................62
За четные задания.................................................................65
Задания В6..............................................................................66
Тренировочные задания..........................................................66
Зачетные задания.................................................................70
Задания В7...............................................................................71
Тренировочные задания..........................................................71
Зачетные задания.................................................................72
Задания В8...............................................................................73
Тренировочные задания..........................................................73
За чет ные задания.................................................................75
Диагностическая работа № 3..........................................................76
Диагностическая работа № 4..........................................................80
Диагностические варианты типовых тестовых заданий......................83
Вариант 1.................................................................................83
Вариант 2.................................................................................95
Вариант 3............................................................................... 106
Основные результаты выполнения заданий части В
по биологии................................................................................118
Ответы....................................................................................... 123
Диагностическая работа № 1.....................................................123
Тематические задания. Комплект № 1........................................123
Диагностическая работа № 2.....................................................127
Тематические задания. Комплект № 2........................................128
Диагностическая работа № 3.....................................................132
Диагностическая работа № 4.....................................................132
Диагностические варианты типовых тестовых заданий................. 132
Вариант 1.......................................................................... 132
Вариант 2..........................................................................136
Вариант 3.......................................................................... 139

Единый государственный экзамен с 2009 года введен в штатный режим и проводится с целью определения уровня биологической подготовки выпускников и их отбора для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован как на профильный, так и на базовый уровень федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
ЕГО проводится с использованием заданий стандартизируемой формы — контрольных и измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь курс с 6 по 11 классы.
Основу разработки КИМ вариантов ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для полной средней школы. Положительный опыт проведения экзамена в предыдущие годы показал необходимость сохранения в 2011 г. в целом структуры экзаменационной работы и подходов, реализованных в контрольных измерительных материалах.
Экзаменационная работа по биологии отвечает следующим требованиям:
•     полнота охвата заданиями обязательного минимума знаний и умений, предусмотренных стандартом биологического образования;
•     использование заданий, различных по форме предъявления и уровню сложности, позволяющих дифференцированно оценить достижения учащихся;
•     разнообразие деятельности экзаменуемых при выполнении заданий, как показатель усвоения материала с необходимой глубиной понимания;
•     равноценность вариантов экзаменационной работы в целом и заданий каждой содержательной линии.
Содержание проверки на едином экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они объединены в 7 содержательных блоков: Биология - наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Многообразие организмов; Человек и его здоровье; Надорганизменные системы. Эволюция органического мира; Экосистемы и присущие им закономерности.
В экзаменационной работе 2011 г. преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье». На их долю приходится более 80% заданий от общего числа.
Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы. Из основной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека.
Наряду с проверкой теоретических обобщений на ЕГЭ контролируется материал практического характера:
—  рациональное природопользование;
—  последствия влияния человека на окружающую среду;
—  сохранение генофонда планеты;
—  личная и общественная гигиена;
—  соблюдение  мер  профилактики   заболеваний  и   правил   здорового образа жизни, норм поведения в природе.
Таким образом, задания, включенные в экзаменационную работу, проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.
Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе. Контрольные измерительные материалы не выходят за пределы требований, предъявляемых к содержанию биологического образования. Число заданий в каждом варианте позволяет охватить проверкой основное содержание биологического образования и обеспечивает достаточное число проверяемых элементов содержания на различных уровнях сложности.
Каждый вариант работы включает 50 заданий различного уровня сложности: базового — 26, повышенного — 19, высокого — 5. Задания в работе располагаются в порядке нарастания их сложности: от базового до высокого уровня. Интервал выполнения заданий на базовом уровне составляет 60-90%, на повышенном — 30-60%, на высоком — 10-30%.
Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1(A) включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 26 — базового и 10 — повышенного уровня. Часть 2(B) — 8 заданий повышенного уровня: 3 — с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 — на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 — на определение последовательности явлений и процессов. Часть 3(C) состоит из 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 — повышенного и 5 — высокого уровня. Все задания части 3(C) контролируют умения учащихся самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3(C) выделены следующие линии: С1 — практико-ориентированные задания, С2 — задания на работу с текстом или рисунком, СЗ — задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 — задания по эволюции и экологии, С5 — решение задач по цитологии, С6 — решение задач по генетике.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени — на выполнение первой части работы, 2/3 времени — более сложных второй и третьей части.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Ответы на задания части 1(A) и части 2(B) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1. Ответы на задания части 3(C) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели ссузов и вузов.

Подготовка к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии предполагает не только повторение и обобщение знаний и умений по всему школьному курсу биологии, но и формирование навыка выполнять тестовые задания определенной формы.
Выполняя задания части В, старайтесь проанализировать поставленный вопрос, ответить на него и правильно оформить ответ в бланке ЕГЭ. За каждое задание можно получить 0, 1 или 2 балла в зависимости от правильности его решения. Все набранные баллы суммируются. Готовясь к экзамену, обращайте внимание на темы, вызывающие у вас наибольшие затруднения. Тщательно изучите теоретический материал и вернитесь к сложным вопросам.

Задания В1
Характеристика задания. Форма задания В1 предполагает выбор
трех верных ответов из шести. По содержанию тестовое задание В1 проверяет знания о клеточном и организменном уровнях живой материи. Перечислим наиболее крупные блоки, включающие знание о клетке: клеточная теория, многообразие клеток, их состав и строение, процессы жизнедеятельности клетки, деление и формирование разных групп клеток. Блоки тем об организме: разнообразие организмов, их воспроизведение и онтогенез, закономерности наследственности и изменчивости, основы селекции.
Для выполнения этой группы заданий необходимо вдумчиво прочесть вопрос, понять, о каких объектах, процессах или явлениях идет речь. Осмыслить предлагаемые варианты ответов и выбрать только три из предложенных.
Примеры заданий. 1.      Биологическое значение мейоза состоит в
1)   появлении новой последовательности нуклеотидов
2)   образовании клеток с удвоенным числом хромосом
3)   образовании гаплоидных клеток
4)   рекомбинации участков негомологичных хромосом
5)   новых комбинациях генов
6)   появлении большего числа соматических клеток.
Разбор задания с ответом. Предлагаемое задание осуществляет контроль знаний об особом способе деления клеток — мейозе. Следует применить теоретические положения: в процессе мейоза осуществляется конъюгация и кроссинговер хромосом, а в результате образуются половые клетки с гаплоидным набором хромосом. В соответствии с названными научными положениями выбираем ответы: образование гаплоидных клеток, рекомбинация участков негомологичных хромосом, новые комбинации генов. Правильный ответ: 345.
2.       Биологическое значение мейоза заключается в
1)   предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении
2)   образовании мужских и женских гамет
3)   образовании соматических клеток
4)   создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
5)   увеличении числа клеток в организме
6)   кратном увеличении набора хромосом
Разбор задания с ответом. Мейоз — способ деления диплоидных клеток с образованием из одной материнской диплоидной клетки четырех дочерних гаплоидных клеток с рекомбинированным (измененным) набором генов. Так делятся клетки, из которых образуются гаметы животных и споры растений. Биологическое значение мейоза состоит в том, что поддерживается постоянное число хромосом из поколения в поколение; обеспечиваются механизмы изменчивости в результате кроссинговера и появления разнообразных новых комбинаций генов, возникающих при оплодотворении. Таким образом, из приведенных утверждений верными являются 12 4.
Обратите внимание! Б бланк ответов запись цифр производится без знаков препинания, а написание самих цифр необходимо сверить с образцом записи.

Задания В2
Характеристика задания. Форма задания В2 предполагает выбор трех верных ответов из шести. Содержание задания В2 предполагает применение знаний как о многообразии разных групп организмов, так и об анатомии и физиологии человека. Среди рассматриваемых организмов: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные.
Для выполнения этой группы заданий необходимо вдумчиво прочесть  вопрос,   понять,  о  каких   объектах,   процессах   или   явлениях идет   речь.   Осмыслить   предлагаемые   варианты  ответов   и   выбрать только три из предложенных.
Примеры заданий.
1.       Из левого желудочка сердца человека вытекает кровь
1)   по направлению к лёгким
2)   по направлению к клеткам тела
3)   артериальная
4)   венозная
5)   по артериям
6)   по венам
Разбор задания с ответом. Для решения теста требуются сведения о строении и функционировании кровеносной системы человека. Из левого желудочка берет начало большой круг кровообращения, т.е. артериальная кровь течет по артериям по направлению к клеткам тела, где осуществляется газообмен. Верный ответ: 235.
2.        Какова роль поджелудочной железы в организме человека?
1)   участвует в иммунных реакциях
2)   образует клетки крови
3)   является железой смешанной секреции
4)   образует гормоны
5)   выделяет желчь
6)   выделяет пищеварительные ферменты
Разбор задания с ответом. Поджелудочная железа лежит в петле двенадцатиперстной кишки и является железой смешанной секреции: внутренней (эндокринной) и внешней. Эндокринная часть железы выделяет в кровь гормоны, регулирующие углеводный обмен, — инсулин и глюкаген. Большая часть железы — почти 98% вырабатывает пищеварительные ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Из приведенных утверждений верными являются 3 4 6.
Обратите внимание! В бланк ответов запись цифр производится без знаков препинания, а написание самих цифр необходимо сверить с образцом записи.

Задания ВЗ
Характеристика задания. Форма задания ВЗ предполагает выбор трех верных ответов из шести.
Задания ВЗ направлены на проверку знаний об эволюции органического мира и надорганизменных системах (популяция, вид, экосистема, биосфера). Тематика вопросов об эволюции живой природы: развитие эволюционных идей, современные положения эволюционной теории, результаты и доказательства эволюции, направления, пути и формы эволюции, способы видообразования, микроэволюция и макроэволюция, антропогенез. Задания по экосистемам предполагают владение знаниями о средах обитания, факторах среды, структурах экосистем, их разнообразии и динамики, биосфере как глобальной экосистеме.
Для выполнения этой группы заданий необходимо вдумчиво прочесть вопрос, понять, о каких объектах, процессах или явлениях идет речь. Осмыслить предлагаемые варианты ответов и выбрать только три из предложенных.
Примеры заданий.
1.        К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1)   остаток третьего века у человека
2)   отпечатки растений на пластах каменного угля
3)   окаменевшие остатки папоротников
4)   рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5)   копчик в скелете человека
6)   филогенетический ряд лошади
Разбор задания с ответом. Этот вопрос предполагает проверку знаний о разных группах доказательств эволюции органического мира, и в частности о палеонтологических доказательствах. Известно, что палеонтологические доказательства классифицирует наука палеонтология, основными объектами изучения которой являются ископаемые остатки живых организмов. Из перечисленных примеров к таковым можно отнести: отпечатки растений на пластах каменного угля, окаменевшие остатки папоротников, филогенетический ряд лошади. Таким образом, искомый ответ: 236.
2.        К факторам эволюции относят
1)   кроссинговер
2)   мутационный процесс
3)   модификационную изменчивость
4)   изоляцию
5)   многообразие видов
6)   естественный отбор
...............................................



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Биология ЕГЭ 2012. Биология. Практикум ФИПИ: подготовка к выполнению части 2 (В) / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова