Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по биологии

ЕГЭ 2015 по биологии: рекомендации по подготовке / Г.С. Калинова, Р.А. Петросова

( 10 Голоса (ов) ) 

ЕГЭ 2015 по биологии, рекомендации по подготовке

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2015 по биологии, на основе результатов 14-го года 

Единый экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован как на профильный, так и на базовый уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание и структура экзаменационной работы прошли многолетнюю апробацию. Качество работы обеспечивается многими составляющими, среди которых следует выделить стабильность теста, постоянное увеличение числа заданий, контролирующих умения школьников применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, аргументировано объяснять причины и возможности преодоления экологических проблем, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, решать задачи по цитологии, генетике, экологии.

Бóльшая часть заданий экзаменационной работы предусматривает контроль освоения теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Учебный материал о строении и функциях органов и систем органов человека, классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе является преемственным по отношению к курсу биологии в основной школе и экзаменационной модели КИМ для государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ЕГЭ.

Экзаменационная работа также содержит задания, контролирующие освоение материала практического характера: обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов; вредные привычки; нарушения осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.

КИМ ЕГЭ по биологии не выходят за пределы требований, предъявляемых к содержанию биологического образования. Задания требуют выполнения экзаменуемыми определенных учебных действий и выявляют сформированность не только знаний, но и разнообразных умений, как интеллектуального, так и практического характера. Число заданий в каждом варианте позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии и обеспечить достаточное число проверяемых элементов содержания на различных уровнях сложности. Задания, включенные в экзаменационную работу, проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях (умения работать с рисунками и текстом, извлекать из них необходимую информацию, находить в тексте ошибки, исправлять их, решать биологические задачи).

Таким образом, экзаменационная работа содержит задания, контролирующие в полном объеме знания и умения учащихся по биологии, которые соответствуют общеобразовательной подготовке выпускников средней школы. В КИМ представлены задания разного типа: с выбором одного или нескольких ответов; на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений; с развернутым ответом. Они расположены по нарастающей трудности: базовый – повышенный – высокий уровни, – что позволяет выявить овладение биологическими знаниями и умениями школьниками, дифференцировать их по уровню биологической подготовки.

Экзаменационная работа ЕГЭ 2014 г. состоит из трех частей (1, 2, 3), которые отличаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий: базовом, повышенном и высоком, – что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовки по предмету.

Варианты экзаменационной работы эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий. Каждый вариант отражает содержание всего

курса биологии, включает все типы заданий. Равноценность вариантов обеспечивается одинаковым распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и их статистическими характеристиками.

Содержание проверки на едином экзамене по биологии составляют знания и умения по всем разделам школьного курса: Общая биология - 70%; Человек и его здоровье -15%; Растения, Животные, Бактерии, Грибы, Лишайники - 15%. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Учебный материал всех разделов курса биологии распределен по семи содержательным блокам. 1. Биология - наука о живой природе. 2. Клетка как биологическая система. 3. Организм как биологическая система. 4. Система и многообразие органического мира. 5. Человек и его здоровье. 6. Эволюция живой природы. 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Минимальный балл ЕГЭ по биологии в 2014 г., как и в предыдущие годы, составил 17 баллов, что соответствует 65% первичных баллов за задания базового уровня (26 баллов) и 25% максимального первичного балла (69 баллов).

Для получения наиболее полного представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому блоку содержания биологического образования на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Блок 1. Биология - наука о живой природе

Содержание этого блока проверялось только одним заданием базового уровня в части 1. Выполнение этого задания варьируется в интервале от 62% до 92%. Однако отдельные задания вызвали затруднения, их выполнили менее половины участников.

К числу наиболее сложных следует отнести задания, в которых требовалось указать минимальный уровень организации живого. Назвали уровень, на котором происходит фотосинтез (клеточный), только 54% участников, матричный синтез белка (клеточный) -37%; метод биологии, изучающий строение и функции белка (биохимический), - 45%; метод исследования степени распространения наследственных заболеваний человека (попу-ляционно-статистический) - 27%; уровень организации колонии тлей на листьях смородины (популяционно-видовой) - 46%; метод генетики для определения генотипа родительских форм (гибридологический) - 39%, метод создания сортов растений с кратным увеличением набора хромосом в клетках (полиплоидизация) - 38%, гибридизация - 55%.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Данный блок в экзаменационной работе представлен в среднем 9-10 заданиями, из них 3 базового, 5-6 - повышенного, 1 - высокого уровня сложности. Проанализируем проблемные задания, вызвавшие наибольшие затруднения у экзаменуемых (таблица 1).

Таблица 1 Анализ результатов выполнения заданий по блоку 2 «Клетка как биологическая система»

№ задания

Уровень сложности

Средний

% выполнения заданий

Минимальный % выполнения заданий

Знания и умения, вызвавшие наибольшие затруднения

A3

Б

65

17

Отличие нуклеотидов ДНК и РНК (вместо ответа «углеводами» выбран ответ «аминокислотами»)

А4

Б

69

47

37

33 

 

41

Сближение и перекрест хромосом, конъюгация и кроссинговер.

Образование гамет у животных мейозом.

Значение митоза, различие митоза и мейоза.

Биологическое значение митоза: сохранение хромосомного набора материнской и дочерних клеток

А27

П

48

37

 

35

Отличие функции липидов и углеводов (регуляторная).

Процессы, протекающие в митохондриях, в отличие от хлоропластов (биологическое окисление)

А28

П

42

38

 

27

Свойства генетического кода: однозначность, вырожденность на конкретных примерах.

Соответствие триплета ДНК и антикодона

А36

П

52

27

Метаболизм клетки, расщепление глюкозы, пластический и энергетический обмен

В1

П

58

30

20

28

Процессы, протекающие в интерфазе, митозе.

Различия мейоза I и II.

Фазы фотосинтеза

В6

П

36

29

 

 

 

27

Сравнение соматических и половых клеток животных.

Сравнение фотосинтеза и энергетического обмена.

Сравнение фаз митоза.

Сравнение клеток прокариот и эукариот

В8

П

60

16

5

Этапы развития сперматозоидов у млекопитающих.

Последовательность процессов при фотосинтезе

С1

П

60

8

 

20

 

27

 

25

Объяснение наличия множества лизосом в клетках временных тканей зародыша, которые вскоре исчезают.

Причины хорошо развитого аппарата Гольджи в клетках поджелудочной железы по сравнению с клетками скелетной мышцы.

Объяснение плазмолиза в клетках картофеля, помещенного в раствор поваренной соли.

Сравнение процессов биологического окисления и горения (общее и различие)

С5

В

19

8

5

2

Число хромосом и ДНК перед началом деления, в разных фазах митоза и мейоза.

Преобладающее поколение хламидомонады (гаметофит); определение, из каких исходных клеток образуются взрослая особь и гаметы.

В результате какого деления формируются половые клетки у растений

Как видно из данных таблицы 1, наибольшие трудности у участников вызвали вопросы о различии состава ДНК и РНК, о кроссинговере и конъюгации, процессах, протекающих в митозе и мейозе, свойствах генетического кода. Традиционно сложными для участников ЕГЭ были вопросы по метаболизму в клетках, различным типам деления клетки, соответствия триплета на ДНК и антикодона на тРНК. Выпускники не знают, что

триплет на ДНК соответствует кодону на иРНК, который, в свою очередь, соответствует антикодону на тРНК. Следовательно, чтобы правильно найти соответствие триплета на ДНК и антикодона на тРНК, следует дважды по принципу комплементарности найти соответствующие нуклеотиды.

Приведем примеры некоторых заданий, вызвавших наибольшие затруднения. В скобках указан процент выполнения задания.

...



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Биология ЕГЭ 2015 по биологии: рекомендации по подготовке / Г.С. Калинова, Р.А. Петросова